Annotaciya_rus_yaz_Gol_czova_10-11

Аннотация к рабочим программам по русскому языку 10-11 класс
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе
государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного
общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11
классы» и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне.
Составлена из расчета 2 часа в неделю.
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой
подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина,
М.А. Мищериной. «Русский язык. 10-11 классы» и обеспечивает восполняющее
повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому
языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по
русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса
«Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и
пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача
материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь
между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений,
характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на
достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в
Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической,
культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский
язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в
обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для
языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.
Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование,
составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие
задания. Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены
разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ
текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение
материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей,
обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса,
углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного
подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

о лингвистике как науке и ученых – русистах;

овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и
фактов;

умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами
речевой деятельности и культурой устной и письменной речи;

умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях
общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся
старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
культуры, национально- культурной специфика русского языка;

расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа;

совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры
межнационального общения.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих
целей:

воспитание гражданина и патриота;

формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;

осознание национального своеобразия русского языка;

овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и
саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего
гуманитарного образования;

углубление
знаний
о
лингвистике
как
науке;
языке
как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней
языка; языковой норме, и еѐ функциях; функционально – стилистической системе
русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

овладение
умениями
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в
необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать
языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и
ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике,
в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование
нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях
общения.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на
базовом уровне в объеме 68 часов (в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа).
Из школьного компонента добавлен 1 час в неделю, за год 34 часа. Итого по
учебному плану образовательного учреждения ГБОУ школы №459 на изучение русского
языка в 10 классе -68 часов в год(2 часа в неделю) и в 11 классе-68 часов в год(2 часа в
неделю)
Используемый учебно-методический комплект:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы.
Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2013.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.М.: Русское слово, 2013.
Познавательная деятельность.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского
национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии
норм русского литературного языка;


компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого
общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и
письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социальнокультурной и деловой сферах общения;
Уметь:

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковой нормы;

проводить
лингвистический
анализ
учебно-научных,
деловых,
письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского
и других народов;
аудирование и чтение

использовать
разные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;
говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать
собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;

углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области
филологических наук и получения высшего филологического образования;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому
взаимодействию,
межличностному
и
межкультурному
общению,
сотрудничеству;

увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования
способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения
в различных областях человеческой деятельности;

удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;


самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
Информационно- коммуникативная деятельность:
Развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, готовность вести
диалог и слушать собеседника
Рефлексивная деятельность.
В процессе освоения программы формируется активное отношение учащихся к
освоению собственного опыта учебной деятельности: самонаблюдение, самоанализ,
сравнение, самовосприятие.
Содержание программы
10 класс
1.Введение
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской
Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение
(номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие
разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и
заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу
употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление
фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия
 Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
 Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
 Орфоэпия и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование
 Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова.
Морфемный разбор.
 Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
 Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография:
 Принципы русской орфографии
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание проверяемых, непроизносимых
и двойных согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание Ъ и Ь. Употребление
строчных и прописных букв. Правила переноса.
 Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род,
число, падеж и склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор. Правописание падежных окончаний. Правописание гласных в
суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.
 Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень
сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в
другой. Морфологический разбор. Правописание окончаний. Правописание суффиксов
имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
 Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён
числительных. Правописание и употребление числительных.
 Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
 Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность,
возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор. Причастие и
деепричастие как глагольные формы. Действительные и страдательные причастия.
Образование причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
 Наречие, слова категории состояния
Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное
написание наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор.
 Служебные части речи
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги.
Правописание предлогов. Союз. Основные группы союзов, их правописание. Частицы, их
разряды. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание
с различными частями речи. Междометия и звукоподражательные слова.
11 класс.
Синтаксис и пуктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
 Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический
разбор словосочетания.
 Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и
сложные. Простое предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды
предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные
члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и
нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и
неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире.
Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия
разных типов простого предложения. Простое осложненное предложение Синтаксический
разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и
неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных
приложениях.
Знаки
препинания
при
однородных
членах,
соединенных


неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных
повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки
препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки
препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные
определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные
дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном
обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных
словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки
препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительновосклицательные слова. Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении.
Синтаксический
разбор
сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический
разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой речью Способы
передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах.
 Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая
и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания.
Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская
пунктуация.
 Культура речи.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Культура речи и еѐ основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных
неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового
общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной
речи. Культура письменной речи.
 Стилистика.
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а
также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация
функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический
стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. Текст.
Закономерности
построения
текста.
Функционально-смысловые
типы
речи:
повествование, описание, рассуждение. Иинформационная переработка текста. Анализ
текстов разных стилей и жанров. Из истории русского языкознания. М.В. Ломоносов. А.Х.
Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков.
В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-программные материалы:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Минобразования РФ 5 марта 2004 года №1089.

Примерная программа среднего (полного) образования по русскому языку.


Сборник нормативных документов Русский язык в общеобразовательных
учреждениях с русским языком обучения. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,
2011.
Учебно-справочные материалы:
1) Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /
Т.М. Воителева, К.А. Войлочкова, Н.А. Герасимова и др. – 2 –е издание - М.: Дрофа, 1999
2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская
академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998
Материально-техническое обеспечение
и
электронно-образовательные
ресурсы:

использование компьютерных презентаций

сайт fipi.ru

сайт ege.yandex.ru

электронный репетитор «Русский язык»(система обучающих тестов)

обучающая программа «Фраза»

орфотренажер «Грамотей»

Сайт Грамота.ру

Образовательный портал «Решу ЕГЭ»

Сайт ЕГЭ.СПб.ру и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928) 577-77-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».